Программа ЖРС

Реализация государственной программы «Жилье для российской семьи», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является одним из приоритетных направлений деятельности Агентства.

Контакты

Предложения, замечания и вопросы по программе «Жилье для российской семьи» просьба направлять на электронный адрес:
reestr@ahml.ru

Реализация программы

В программе «Жилье для российской семьи» участвует 70 регионов

Приказом Минстроя России от 10.08.2014 № 268/ир «Об утверждении методических рекомендаций по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы «Жилье для российской семьи»  (далее – Методические рекомендации) утвержден порядок проверки органами самоуправления соответствия заявителей категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» (далее – Программа) и формирования списков таких граждан. Реестры граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы (далее – реестр), формируются в субъектах Российской Федерации и в соответствии с п. 4 Методических рекомендаций передаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в АО «АИЖК». Учитывая, что информация в реестрах, включает персональные данные граждан, их обработка должна производиться с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006г. N152-ФЗ «О персональных данных», в том числе:

  • персональные данные могут передаваться третьим лицам, только с согласия заявителя.
  • передача персональных данных должна осуществляться по закрытым каналам связи, обеспечивающим защиту информации.

Для того, чтобы ведение списков граждан-участников Программы и формирование реестров было более удобным, Агентством разработаны:

  • форма  для ведения списка граждан-участников Программы;
  • форма для ведения единого сводного реестра по субъекту Российской федерации.

Формирование сводного реестра граждан-участников Программы (23.04.2015)

Файл предназначен для объединения информации из нескольких списков граждан-участников Программы в единый сводный реестр.

Ведение списков граждан участников Программы (16.11.2015)

Файл предназначен для удобного формирования списков граждан в местных органах самоуправления и/или уполномоченном органе.

В целях определения порядка взаимодействия в рамках передачи Уполномоченными органами, Агентами по передаче реестров сводных реестров в АИЖК, а также закрепления единого формата предоставляемых в Агентство сводных реестров и способов их передачи разработана необходимая договорная и нормативно-методическая база и формат передачи реестров уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в Агентство.

Недействующие редакции

Соглашение о сотрудничестве в рамках реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

В целях исполнения п.2 Порядка формирования публичной отчетности о ходе реализации программы «Жилье для российской семьи», утвержденного совместным приказом Минстроя России и ОАО «АИЖК» от 16.09.2014г. № 562/пр/241-од,  отчеты, формы которых предусмотрены соглашением об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектами инженерно-технического обеспечения, заключенных между Минстроем России, ОАО «АИЖК» и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – участником программы «Жилье для российской семьи» (далее – соглашение), а также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 16706-ЛС/07 от 14.08.2014г. руководителям высших органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – письмо), должны направляться в формате Excel на электронный адрес gosprogramma@afhc.ru.

В целях исполнения п.3.1.2 соглашения об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектами инженерно-технического обеспечения, заключенных между Минстроем России, ОАО «АИЖК» и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – участником программы «Жилье для российской семьи», а также п. 3.2.3. и п. 3.3.3. Плана (отчета) реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», необходимо также направлять отчеты по итогам отборов в формате Excel и сканы подписанных отчетов на электронный адрес gosprogramma@afhc.ru.

Отчет о ходе реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории субъекта Российской Федерации (Приложение №1 к соглашению)

План (отчет) реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Приложение № 2 к письму)

Отчет о результатах отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства

Порядок указания общей площади в договорах участия в долевом строительстве жилого помещения, строящегося по программе «Жилье для российской семьи»

Согласно п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В договорах участия в долевом строительстве, применяемых для оформления ипотечных сделок по социальным ипотечным кредитным продуктам Агентства при приобретении строящегося в рамках программы «Жилье для российской семьи» жилого помещения, размер общей площади рекомендуется указывать согласно определению в Жилищном кодексе РФ.

По вопросу о том, допустимо ли включать в общую площадь квартиры площадь балконов, лоджий, веранд и террас, единообразной практики не сложилось. Однако в большинстве случаев суды исходят из того, что в силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны вправе в договоре участия в долевом строительстве указать вместо общей площади квартиры, определяемой согласно п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, так называемую проектную площадь жилого помещения1. Информация в договоре участия в долевом строительстве о том, что в проектную площадь квартиры включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас (с определенными коэффициентами или в полном размере), должна быть доведена до сведения участника долевого строительства при заключении договора в наглядной и доступной форме, исключающей возможность какого-либо заблуждения участника долевого строительства при расчете всей цены договора, если цена определяется исходя из стоимости квадратного метра.

При отсутствии в договоре участия в долевом строительстве оговорки о том, что в проектную площадь квартиры включена площадь балконов, лоджий, веранд и террас (с определенными коэффициентами или без), участник долевого строительства вправе будет обратиться в суд, если площадь жилого помещения в построенном многоквартирном доме (общая площадь, полученная после ввода объекта долевого строительства в эксплуатацию), окажется значительно меньше проектной площади, указанной в договоре участия в долевом строительстве. В такой ситуации на основании сложившейся судебной практики суд будет исходить из определения общей площади квартиры, закрепленной в Жилищном кодексе РФ, т.е. без учета площади указанных неотапливаемых помещений (балконов, лоджий и т.д.). И, как следствие, застройщик обязан будет вернуть участнику долевого строительства разницу в цене исходя из установленной судом разницы в метрах между площадью в договоре участия в долевом строительстве и общей площадью, полученной после окончания строительства. Как правило, в договоре участия в долевом строительстве оговаривается величина отклонения в ту или иную сторону от проектной площади, в пределах которого пересчет цены договора сторонами не производится (обычно величина отклонения составляет до 1 кв. метра).

С учетом вышеизложенного, площадь балконов и лоджий может учитываться при расчете цены договоров участия в долевом строительстве в любом, не противоречащем действующему законодательству, виде, если это согласовано сторонами такого договора.

Требования к содержанию Договоров приобретения жилого помещения участников программы «Жилье для российской семьи»

В соответствии с п. 4.1 Части I Стандартов процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) Агентства при оформлении ипотечных сделок, выдаче ипотечных кредитов (займов) и составлении закладных Поставщики закладных должны руководствоваться формами документов, являющимися приложениями к Стандартам. В пунктах 4.2 и 4.3 Части I Стандартов Агентства перечислены соответственно обязательные и рекомендательные формы документов. Формы Договоров приобретения жилого помещения (Приложение № 8 к Стандартам Агентства) не являются обязательными для использования при формировании документов по ипотечной сделке. Но при этом в Договор приобретения Жилого помещения должны быть включены существенные условия, изложенные в пунктах 4.4 и 4.5 Части I Стандартов Агентства.

Учитывая, что внесение изменений и дополнений в рекомендованные формы договоров и иных документов не требует согласования с Агентством (см. п. 4.7 Части I Стандартов Агентства), условия форм Договоров приобретения жилого помещения  можно менять с учетом норм действующего законодательства, а также с учетом требований, изложенных в пунктах 4.4 и 4.5 Части I Стандартов Агентства.

Можно отметить, что:

– требование первого предложения последнего буллита п. 4.4 Части I Стандартов не применимо к строящемуся жилью (условие о том, что на момент продажи в Жилом помещении нет зарегистрированных лиц, или установлен конкретный срок, в течение которого лица, зарегистрированные в жилом помещении, должны быть выписаны);

– отсутствие в Договоре приобретения жилого помещения условий, установленных п. 4.52Части I Стандартов, не влекут нестандартности закладной при условии, что залог прав требований по договору участия в долевом строительстве (если предлагается к выкупу ЗАКЛАДНАЯ 1) или ипотека жилого помещения (если предлагается к выкупу закладная, выданная после регистрации права собственности на жилое помещение в построенном многоквартирном доме) зарегистрированы в ЕГРП.

Контроль стоимости квадратного метра при предложении Агентству на рефинансирование кредитов/займов, выданных участникам программы «Жилье для российской семьи» в рамках ипотечных кредитных продуктов Агентства «Социальная ипотека: квартира», «Социальная ипотека: дом»

В связи с тем, что в одном объекте недвижимости (например, многоквартирном доме) квартиры могут продаваться как гражданам, не являющимся участниками программы «Жилье для российской семьи» (далее – Программа), по рыночной стоимости, так и участникам Программы по цене, которая должна соответствовать требованиям Программы (т.е. в связи с тем, что не всегда весь многоквартирный дом можно отнести к объекту недвижимости, возводимому исключительно в рамках Программы), Агентство при предложении закладных к выкупу помимо проведения стандартной процедуры экспресс-экспертизы закладных будет дополнительно проверять цену 1 кв. метра жилого помещения, приобретаемого участником долевого строительства как по договору участия в долевом строительстве, так и по договору купли-продажи, на соответствие требованиям Программы, предъявляемым к цене 1 кв. метра общей площади жилого помещения3.

Таким образом, в целях рефинансирования Агентством кредитов/займов и для обеспечения возможности проконтролировать на выкупе закладной соответствие цены 1 кв. метра общей площади жилого помещения требованиям Программы сведений в Договоре приобретения должно быть достаточно, чтобы путем простых математических действий было возможно посчитать цену 1 кв. метра общей площади жилого помещения согласно Жилищному кодексу РФ (т.е. без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас). А если указанные неотапливаемые помещения входили в состав проектной площади, должно быть видно, учитывались они с коэффициентом или без. На выкупе Агентством будет делиться вся цена Договора приобретения (в том числе включая стоимость балконов, лоджий, веранд и террас, а также услуг застройщика4, если таковые в договоре участия в долевом строительстве выделены отдельно) на общую площадь жилого помещения без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас.

В случае недостаточности сведений в договоре участия в долевом строительстве для расчета цены квадратного метра согласно вышеизложенному порядку, и если договор уже зарегистрирован, поставщику закладной необходимо представить на выкуп/экспертизу дополнительные официальные документы, на основании которых в совокупности с договором участия в долевом строительстве будет возможно посчитать цену квадратного метра жилого помещения без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас (например, схему планировки объекта недвижимости с метражом каждого помещения в нем). Необходимые для расчета цены квадратного метра документы необходимо прикрепить в раздел «Документы по ипотечной сделке» (подраздел «Договор приобретения Жилого помещения») ЕИС АИЖК вместе с договором участия в долевом строительстве.

В случае продажи объекта недвижимости по договору купли-продажи проверка на дату предложения закладной к выкупу на соответствие стоимости 1 кв. метра жилого помещения требованиям Программы будет производиться из расчета всей цены договора и общей площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права собственности/выписке из ЕГРП (т.е. за вычетом площади балконов, лоджий, веранд и террас).

Заполнение сведений в ЕИС АИЖК

В случае если кредит/заем был выдан на приобретение квартиры на этапе строительства (продажа объекта недвижимости по договору участия в долевом строительстве) при предложении такого кредита/займа Агентству на рефинансирование в ЕИС АИЖК в разделе «Предмет ипотеки»:

  • в поле «Инвестиционная стоимость» должна быть указана полная цена договора участия в долевом строительстве (включая цену балконов, лоджий, веранд и террас, а также включая стоимость услуг застройщика – при наличии в договоре));
  • в поле «Проектная площадь, кв.м.» должна быть указана общая площадь без учета площади балконов и лоджий.

Такой порядок заполнения полей в ЕИС АИЖК предполагается как при предложении к выкупу ЗАКЛАДНОЙ 1, так и при предложении к выкупу ЗАКЛАДНОЙ 2 (если запланированная к предложению ЗАКЛАДНАЯ 1 не была предложена к выкупу). В обоих случаях расчет цены 1 кв. метра для контроля соответствия Программе будет производиться из расчета общей площади жилого помещения, определяемой согласно Жилищному кодексу РФ, на дату регистрации договора участия в долевом строительстве.


1 Как правило, застройщики в качестве проектной площади жилого помещения указывают общую площадь квартиры согласно п. 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37:

«Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий – 0,5, для балконов и террас – 0,3, для веранд и холодных кладовых – 1,0».

2 Согласно п. 4.5 Части I Стандартов в Договоре приобретения должно содержаться:

  • указание на то, что Жилое помещение приобретается в собственность Заемщика за счет кредитных (заемных) средств с описанием реквизитов Кредитного договора (договора займа) (даты и/или номера), сторон, его заключивших, сумму Ипотечного кредита (займа), срок, на который выдан, размера процентной ставки за пользование Ипотечным кредитом (займом);
  • указание на возникновение ипотеки в силу закона в соответствии со ст.77 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и со ссылкой на данную статью.

3 Согласно п. 3 Основных условий и мер реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404) к жилью экономического класса в рамках программы относятся жилые помещения, которые соответствуют установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса и цена договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома (договоров купли-продажи) которых, а также цена государственных (муниципальных) контрактов на приобретение которых в расчете на 1 кв. метр общей площади таких жилых помещений не превышает минимальной из величин – 30 тыс. рублей (35 тыс. рублей – в редакции постановления Правительства РФ от 25.02.2015 № 168 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404») или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площадитаких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

4 Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в договоре участия в долевом строительстве должна быть указана цена договора (размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства). Одновременно в законе указано, что цена договора может быть определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. При этом следует учитывать, что раздельный учет расходования и налогообложения средств, получаемых застройщиком от участника долевого строительства не изменяет для физического лица – участника долевого строительства фактической стоимости объекта долевого строительства (квартиры) и определяется именно ценой договора.

Обучение

Вы можете просмотреть обучающий курс для зарегистрированных ранее пользователей на учебном портале.

Информационные материалы

Особенности реализации программы «Жилье для российской семьи»

Рекламно-информационные материалы

Для продвижения программы «Жилье для российской семьи» разработаны макеты рекламно-информационных материалов, которые можно использовать при продвижении Программы.

Макеты материалов и исходные файлы интернет-баннеров выложены в системе хранилища данных Dropbox, их можно скачать по ссылкам.

В полиграфических материалах (буклеты и плакаты) предусмотрено поле для размещения партнерами своей контактной информации: адрес, номер телефона, электронная почта, название сайта. Основная информация в макетах не редактируется.

Материал Рекомендации по использованию
Интернет-баннер 240х400 Интернет-ресурсы: собственные сайты партнеров, городские популярные порталы, региональные специализированные/тематические интернет-ресурсы по недвижимости и справочники. Исходные файлы интернет-баннеров возможно адаптировать под нужные размеры и пропорции.
Плакат А3 Информирование в местах концентрации целевой аудитории.
Биллборд 6*3 м Навигационная наружная реклама, вблизи уполномоченных органов.

Нормативно-правовая база

Статистика и аналитика

Нормативно-правовая документация, утверждающая в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи»:

  • порядок отбора земельных участков, проектов, застройщиков,
  • перечень категории граждан-участников программы,
  • порядок ведения списков и сводного реестра граждан-участников,

Информацию о количестве утвержденных уполномоченных органов, ответственных:

  • за координацию реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории субъекта РФ
  • за ведение сводного реестра граждан-участников программы

Оперативная информация о результатах проведенных на территории субъектов РФ, участвующих в реализации программы «Жилье для российской семьи», отборов земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства.

Официальная сводная отчетность о результатах реализации программы «Жилье для российской семьи», направляемая в Минстрой России на ежемесячной основе в соответствии с совместным приказом Минстроя России и АО «АИЖК» от 16.09.2014г. № 562/пр/241-од

Вопросы и ответы

Общие вопросы

Положениями постановления Правительства РФ от 10.12.2015 № 1345 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2015 № 404», предусмотрена возможность включения проектов жилищного строительства в программу в целях завершения строительства многоквартирных домов, в которых не более 30 процентов квартир уже являются объектами долевого строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также при условии, что объем привлеченных средств участников долевого строительства в каждом из таких проектов жилищного строительства соответствует стоимости выполненных работ и понесенным по ним затратам.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 утверждены критерии отбора земельных участков, согласно которым земельный участок принадлежащий застройщику на праве собственности или на праве аренды должен быть поставлен на государственный кадастровый учет.

На основании п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости. То есть, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома законодательно установлена обязанность застройщика осуществить меры по образованию (раздел/выдел/объединение/перераспределение) земельного участка для каждого многоквартирного дома.

Таким образом, для включения в программу необходимо осуществить раздел/выдел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, строящийся на привлеченные средства участников долевого строительства. При отсутствии согласия всех участников долевого строительства многоквартирного дома – залогодержателей земельного участка в силу закона раздел/выдел земельного участка возможно осуществить на основании решения суда в обязательном порядке в соответствии с п.2) ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (судебная практика — Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 г. № 13АП-18477/12).

Да, возможна. Условиями программы «Жилье для российской семьи» не устанавливается обязательное требование по реализации жилья экономического класса в отдельном объекте капитального строительства. Тем не менее, рекомендуется выделять жилье экономического класса под программу «Жилье для российской семьи» в отдельный объект капитального строительства по следующим причинам:

  1. Упрощенный мониторинг строительства и ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, строящего в рамках программы «Жилье для российской семьи».
  2. Возможность информирования граждан, имеющих право на приобретение жилья в рамках указанной программы, о точном объекте капитального строительства, в котором можно приобрести жилье.
  3. Упрощенная отчетность о ходе реализации программы «Жилье для российской семьи».

Возможна, но при условии, что на каждом этапе реализации жилья экономического класса стоимость 1 кв.м такого жилья не превышает максимальной цены, установленной для проекта жилищного строительства, отобранного для участия в программе «Жилье для российской семьи», в том числе увеличенной в пределах, определенных программой .

Для повышения мотивации граждан к приобретению жилья экономического класса на стадии строительства и заключению договоров участия в долевом строительстве субъектам Российской Федерации рекомендуется применять различные меры поддержки граждан, приобретающих жилье экономического класса на стадии строительства, в том числе субсидирование процентной ставки, либо первоначального взноса при получении ипотечного кредита.

Начальная цена предмета аукциона определяется как цена одного квадратного метра общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса и в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которого является предметом аукциона, подлежат продаже или передаче по договорам купли-продажи жилья экономического класса или договорам участия в долевом строительстве жилья экономического класса гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам. Начальная цена предмета аукциона устанавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в части 1 статьи 46.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в размере, не превышающем восьмидесяти процентов рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности не ранее чем за тридцать дней до даты опубликования извещения о проведении аукциона, или максимальной цены жилья экономического класса, установленной Правительством Российской Федерации в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, если такая цена установлена Правительством Российской Федерации на дату принятия решения о проведении аукциона.

При проверке гражданина на соответствие одной из категорий граждан, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 № 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса», такой гражданин подлежит проверке на соответствие всех требований, указанных в данном постановлении.

При проверке гражданина на соответствие одной из категорий граждан, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», такой гражданин подлежит проверке на соответствие всех требований, указанных в данном постановлении. Категории граждан, которые включены или будут включены в перечень постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 ссылкой на другой нормативный правовой акт, устанавливающий перечень дополнительных категорий и требований, проверка на соответствие таким категориям и требованиям проводится в соответствии с таким нормативным правовым актом, если иное прямо не указано в постановлении Правительства РФ от 05.05.2014.
№ 404. Соответственно, проверка граждан на соответствие категориям и требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2012 г. N 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», должна осуществляться с учетом всех требований этого постановления.

Согласно п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Кроме того, требования к определению площади здания, помещения, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 531.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Одним из документов, необходимых для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), является план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений. Государственная регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним возможна только в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведен кадастровый учет.

Площадь, определенная с учетом требований к определению площади здания или помещения, установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.10 ст.41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости (пп.6 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Согласно п.6 Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 531″ общая площадь жилого помещения определяется без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Таким образом, общая площадь жилого помещения, в том числе вносимая в государственный кадастр недвижимости, не включает площадь таких помещений вспомогательного использования, как балконы, лоджии, веранды и террасы. По нашему мнению, в договоре участия в долевом строительстве должна указываться предполагаемая общая площадь жилого помещения без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Включение проектов жилищного строительства в программу в целях завершения строительства многоквартирных домов, в которых не более 30 процентов квартир уже являются объектами долевого строительства, возможно по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также при условии, что объем привлеченных средств участников долевого строительства в каждом из таких проектов жилищного строительства соответствует стоимости выполненных работ и понесенным по ним затратам.

Все изменения разрешенного вида использования земельного участка должны быть завершены до проведения отбора субъектом РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 и нормативными правовыми актами такого субъекта РФ.

АО «АИЖК» реализует Программу по стимулированию предоставления кредитов на цели строительства и приобретения жилья (далее — Программа «Стимул»), направленную на поддержку финансирования банками проектов по строительству жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи». В рамках Программы «Стимул» осуществляется предоставление целевых займов банкам на цели финансирования застройщиков на строительство жилья экономического класса и/или объектов инженерно-технического обеспечения. Максимальная процентная ставка по заемным средствам для застройщика составляет 12,5% годовых, что существенно ниже текущих рыночных ставок.

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наименьшую цену предмета аукциона (ч.21 ст.46.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 части 8 статьи 46.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать минимальное количество жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых является предметом аукциона, и (или) минимальная общая площадь таких жилых помещений, за исключением случаев, если в соответствии с данным договором все жилые помещения должны соответствовать условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежат продаже или передаче на условиях, предусмотренных данным договором.

Договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, которым предусмотрено строительство многоквартирного дома, жилого дома блокированной застройки, в котором минимальный объем жилых помещений соответствует условиям отнесения к жилью экономического класса, должен содержать условие о минимальном количестве и (или) минимальной общей площади таких жилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки, которые устанавливаются извещением о проведении аукциона на право заключения данного договора (часть 6 статьи 46.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, минимальное количество и (или) минимальный общей площади жилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки, относящихся к жилью экономического класса, должен определяться договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и устанавливается в извещении о проведении аукциона на право заключения данного договора.

Согласно ч.6 ст.46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации термин «официальный сайт в сети «Интернет»», используемый в Градостроительном кодексе Российской Федерации, имеет следующее значение — официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, т.е. www.torgi.gov.ru.

Условия программы не предусматривают финансирования строительства или выкуп объектов дорожного хозяйства.

Вместе с тем в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ, включая проекты жилищного строительства в рамках программы «Жилье для российской семьи», которые могут быть использованы, в том числе, на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономического класса.

Жилье экономического класса может быть приобретено по муниципальному контракту. Цель такого контракта не ограничивается условиями программы.

В случае если субъект РФ неверно определил спрос на жилье экономического класса и/или не смог обеспечить формирование списков и реестра граждан, имеющих право на приобретение такого жилья, такое жилье по истечении 6 месяцев может быть реализовано застройщиком в рынок. Однако субъекту РФ целесообразно внимательно оценить потребности социальных программ, которые реализуются на его территории. Субъект РФ выступает главным покупателем нереализованного по программе жилья экономического класса, в том числе с учетом развития фондов арендного жилья.

Возможна, при соблюдении следующих условий. В соответствии с пунктом 4 (1) основных условий и мерреализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», введенным в действие постановлением Правительства РФ от 10.12.2015 № 1345 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2015 № 404», застройщик вправе принять решение об увеличении максимальной цены, установленной в соответствии с пунктом 3 основных условий и мерреализации программы, в случае продажи объектов жилищного строительства по договорам купли-продажи, заключенным в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, в размере не более уровня инфляции, рассчитанного как прирост значения индекса потребительских цен и средних цен на товары и услуги, установленного Федеральной службой государственной статистики по субъекту Российской Федерации, в котором приобретено жилье экономического класса, за декабрь года, предшествующего году заключения договора купли-продажи, к декабрю предыдущего года или за последний месяц квартала, предшествующего кварталу, в котором заключен договор купли-продажи, к соответствующему периоду предыдущего года. Период должен быть определен застройщиком на дату заключения договора купли-продажи.

По итогам отбора определены земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, для реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи». Далее необходимо данные земельные участки передать без проведения торгов застройщикам, которые будут определены по итогам аукциона. В соответствии со статьей 39.6. Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: 3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации; Критерии масштабных инвестиционных проектов определяет субъект РФ. Если проект строительства жилья соответствует данным критериям, то по распоряжению высшего исполнительного органа субъекта РФ и по итогам аукциона по отбору застройщика участок передается под строительство жилья экономкласса. 13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (пп. 13.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 224-ФЗ). Возможно ли применить данные случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, застройщику в аренду без проведения торгов в рамках программы «Жилье для российской семьи» в срок до марта 2015 года и после марта 2015 года? Если нет, то почему? И в рамках каких нормативно-правовых актов необходимо предоставлять застройщику земельный участок?

Нет, невозможно.

До 1 марта 2015 года.

Статья 30 Земельного кодекса РФ:

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 данной статьи (развитие застроенной территории).

Статья 30.1 Земельного кодекса РФ:

1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Абзац 1 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ не применим к жилищному строительству за исключением ТОЛЬКО ДВУХ случаев – предоставления земельного участка в собственность юридическому лицу, с которым заключен договор развития застроенной территории, после утверждения проекта планировки, и физическим лицам — гражданам, имеющим трех и более детей. Таким образом, до 1 марта 2015 года предоставить земельный участок можно было только на аукционах по продаже земельного участка или права заключения договора аренды, в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Но в этих случаях нельзя ограничить цену и объем продажи жилья экономического класса.

С 1 марта 2015 года

В соответствии с пунктом 14 Основных условий и мер реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — участников программы и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями предоставляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса в рамках программы в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса установлен статьей 46.7 Градостроительного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 224-ФЗ). В подпункте 13.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ речь идет о предоставлении земельного участка без торгов лицу, который на аукционе победил и заключил договор освоения или комплексного освоения земельного участка. В указанном договоре устанавливается цена жилья экономического класса, сложившаяся по итогам торгов, и объем такого жилья.

Таким образом, как до, так и после 1 марта 2015 года предоставление земельных участков для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса возможно только в порядке, предусмотренном статьей 46.7 Градостроительного кодекса РФ.

В соглашении об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы «Жильё для российской семьи» объектами инженерно-технического обеспечения содержится обязательство субъекта РФ определить организацию для проведение проверки достоверности сметной стоимости строительства объектов инженерно-технического обеспечения. Вместе с тем, действующим законодательством (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3) предусмотрено проведение такой проверки только в отношении проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно, возможно ли указать в качестве организации по проверке достоверности сметной стоимости государственное автономное учреждение, осуществляющее в настоящее время на территории области государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации? Требуется ли утверждение специальной методики проверки?

Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 не содержит требований об обязательности проведения именно государственной экспертизы сметной стоимости строительства объекта инженерно-технического обеспечения. Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить организацию, которая должна выполнить проверку для целей реализации программы «Жилье для российской семьи» и выбор для этих целей государственного учреждения не может не соответствовать задачи участников соглашения иметь достоверное экспертное заключение. Соответственно, методика проверки сметной стоимости строительства определяется фактом назначения уполномоченной организации и самой такой организацией, если субъект Российской Федерации не установил дополнительных требований к применяемой методике при выборе организации.

Общие требования к порядку проведения отбора земельных участков, застройщиков и проектов указаны в постановлении Правительства РФ от 05.05.2014 № 404. Дополнительные требования, особенности и документация – компетенция субъекта РФ.

Субъект РФ (уполномоченное лицо), организующий отбор самостоятельно определяет форму и состав соглашения, которое он будет заключать с застройщиком. В каждом субъекте РФ применяются свои формы таких соглашений, согласованные в установленном порядке.

Формирование требований к форме, объему и порядку предоставления обеспечительных мер находится в компетенции субъекта Российской Федерации. Так же следует принять во внимание, что согласно письму Минстроя России от 14.08.2014 №16706-ЛС/07 и проекту нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи», приведенному в приложении к указанному письму, обеспечительные меры могут выступать одним из оцениваемых параметров при проведении отбора и формировать преимущество для застройщика, предложившего размер обеспечения, превышающий указанный в сообщении о проведении отбора.

Да, в методических рекомендациях по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы «Жильё для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2014 № 286/пр, прямо указано, что субъект Российской Федерации своим нормативным правовым актом определяет одну или несколько категорий граждан из перечня, указанного в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404, кроме того допустимо устанавливать преимущественное право граждан отдельных категорий на приобретение жилья экономического класса. Субъект РФ вправе также определить иные категории, не вошедшие в Перечень отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 № 1099, если такие категории установлены нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ.

Субъект РФ может провести необходимое число отборов для целей обеспечения заявленных объемов строительства жилья экономического класса в установленные сроки программы.

Принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон предусматривает порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.

Действующее законодательство не содержит прямого регулирования вопроса о законности строительства комплекса зданий или одного здания на двух смежных земельных участках, даже если такие земельные участки принадлежат на одном праве одному владельцу и имеют одинаковое разрешенное использование. Однако судебная практика свидетельствует, что такие проекты все-таки реализуются и в отдельных случаях суды принимают решения в пользу таких застройщиков. Вместе с тем буквальное прочтение постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 дает основание рекомендовать субъектам Российской Федерации придерживаться принципа: один земельный участок – один проект жилищного строительства.

Принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Субъект Российской Федерации (уполномоченный орган) самостоятельно определяет перечень и требования к обеспечению и подтверждающим документам.

Да, если утверждены схема и программа перспективного развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, а также схема газоснабжения субъекта Российской Федерации (при необходимости обеспечения объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, газоснабжением).

Установленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 сроки являются императивными. Субъект Российской Федерации может (должен) создать условия для реализации жилья гражданам как можно раньше, в том числе на этапе строительства жилья по договорам участия в долевом строительстве.

Гражданин получает право воспользоваться возможностью (правом) приобрести жилье по цене ниже рыночной стоимости аналогичного жилья. Это основное преимущество. Дополнительно АО «АИЖК» предлагает специальные условия для граждан — участников программы «Жилье для российской  семьи» и других социальных категорий граждан, предполагающие выдачу кредита (займа) по льготной процентной ставке. Подробнее с условиями специальных программ ипотечного кредитования АО «АИЖК» можно ознакомиться на официальном сайте АО «АИЖК».

Нет. В реализации программы может участвовать любой банк, предоставляющий физическим лицам кредиты обеспеченные ипотекой.

В любом случае следует руководствоваться правилом соблюдения норм действующего законодательства. Оценка проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Никаких дополнительных требований к оценщику программой не предусмотрено и нет оснований рекомендовать устанавливать их субъекту РФ.

Коммерческие банки самостоятельно определяют преференции для своих заемщиков. Группа компаний АО «АИЖК» такие преференции предоставляет в рамках реализации программы «Стимул», в соответствии с условиями которой банку, кредитующему такого застройщика, предоставляется до 100% фондирования (займы) кредита застройщику. Максимальная процентная ставка по заемным средствам для застройщика по программе «Стимул» составляет 12,5% годовых, что существенно ниже текущих рыночных ставок.

Нет. Величина и темп роста коммунальных платежей регулируются в соответствии с законодательством о тарифах. Соответственно, если требуется увеличение тарифа – такое увеличение может происходить только в разрешенных пределах, и с учетом выбранного источника финансирования затрат на строительство сетей инженерно-технического обеспечения из перечня, приведенного в п. 5 Критериев и требований отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Субъект РФ, застройщик и ресурсоснабжающая организации должны определять источник (комбинацию источников) финансирования таким образом, чтобы исключить значительный рост платежей граждан за коммунальные услуги.

Утверждение типовой формы данного нормативно-правового акта в настоящее время не планируется. В целях оказания методической помощи предлагаем использовать  форму порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства, доступную для скачивания по ссылке.

Обращаем внимание, что данная форма не является официальным документом и в случае ее использования требуется актуализация в соответствии с изменениями, вносимыми в постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 404.

Основные документы программы «Жилье для российской семьи» Минстрой России планирует размещать на своем официальном сайте. Для удобства все документы программы, включая типовые формы, размещены на сайте программы в отдельном разделе по ссылке

Если речь идет об арендном жилье в проектах, строящихся в рамках программы «Жилье для российской семьи», то оно может быть выделено только в «рыночной части» проекта. При этом арендное жилье будет принадлежать тому, кто выступит заказчиком строительства (инициатором проекта), либо специальной проектной компании, созданной по инициативе заказчика строительства.

Минимальный объем строительства жилья экономического класса в проекте установлен постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и уменьшен быть не может.

Исключение составляют проекты, реализуемые в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Минимальный объем строительства жилья экономического класса в таких проектах составляет 5 тыс. кв. метров.

По общему правилу построенные (введенные в эксплуатацию) объекты жилищного строительства не могут быть заявлены в программу.

Прямого (денежного) финансирования программы «Жилье для российской семьи» государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не предусмотрено. Однако для проектов по строительству жилья экономического класса возможно применение других механизмов поддержки: а) предоставление на льготных условиях земельных участков для строительства, в т.ч. и по направлению работы Фонда «РЖС»; б) возможность обращения к механизму выкупа объектов инженерно-технического обеспечения либо рефинансирования закладных, удостоверяющих право залога на объекты инженерно-технического обеспечения, созданные в рамках программ; в)получение кредитов на строительство жилья и/или объектов инженерно-технического обеспечения в рамках Программы по стимулированию предоставления кредитов на цели строительства и приобретения жилья (программы «Стимул»);
г) стимулирование платежеспособного спроса со стороны покупателей с использованием программ ипотечного кредитования АО «АИЖК»; д) использование механизмов подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы   по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ, включая проекты жилищного строительства в рамках программы «Жилье для российской семьи», которые могут быть направлены:

  • на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономического класса;
  • на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного развития территорий, предусматривающих строительство жилья экономического класса;
  • на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономического класса.

Вопросы по оценке спроса

Нет. Термин «локальный рынок жилья» используется только для оценки потенциального спроса с целью проверки земельных участков на соответствие критерию спроса, указанного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Граждане могут покупать жилье где угодно.

Это зависит от того, планирует ли субъект РФ включать в списки граждан из других субъектов РФ, или только из своего. В первом случае надо учитывать населенные пункты соседнего субъекта РФ в общей численности населения на локальном рынке жилья, и эту цифру указывать в калькуляторе. При этом следует понимать, что в этом случае субъект РФ должен будет принимать справки о включении в программу от другого субъекта РФ, т.к. вероятно, что граждане будут иметь регистрацию в другом субъекте РФ. Кроме того, есть риск того, что другой субъект РФ не включен в программу и оценка граждан на соответствие программе, проводиться не будет. Во втором случае учитывать не надо.

Потенциальный спрос для субъекта РФ в целом оценивать не надо. Спрос оценивается только для локальных рынков жилья. Потенциальный спрос оценивается для тех локальных рынков жилья, в которых попадает хотя бы один земельный участок, представленный для участия в программе. Если появляется новый проект в локальном рынке жилья, для которого оценка уже проводилась, то оценку потенциального спроса пересчитывать не надо. По методике планируемый объем ввода жилья суммируется по всем земельным участкам, участвующим в программе на данном локальном рынке жилья, и сравнивается с потенциальным спросом на этом рынке. Если планируемый ввод не больше потенциального спроса, то считается, что критерию спроса соответствуют все такие земельные участки.

Вопросы по спискам граждан

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен назначить уполномоченный орган или организацию на ведение сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в сформированные органами местного самоуправления списки, с граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» (далее – уполномоченное лицо).

В связи с тем, что вышеуказанным нормативным актом предусмотрена возможность назначения в качестве уполномоченного лица организации, считаем возможным определение таким лицом регионального оператора АО «АИЖК».

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вопросы по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, а также установление учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. На основании какого нормативного правового акта Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, а также по установлению максимального размера обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, с целью определения возможности участия гражданина данной категории в программе «Жилье для российской семьи», а также рекомендовать методику установления показателей?

Действительно, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда или признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Также, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда или в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В описанных выше нормах закона речь идет об определенных категориях граждан, которым жилые помещения предоставляются на основании договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрена реализация определенным категориям граждан жилья экономического класса по договорам участия в долевом строительстве или договорам купли-продажи по специальной цене. Следовательно, Постановление № 404 утверждает необходимость установления субъектом Российской Федерации категорий граждан, имеющих право приобрести жилье экономического класса.

Кроме того, сообщаем, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2014 № 286/пр утверждены Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации). Данными Методическими рекомендациями предусмотрена рекомендация по установлению в нормативно-правовом акте субъекта Российской Федерации порядка определения уровня доходов и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и/или совместно проживающих с ними членов их семьи. При установлении такого порядка рекомендуется применять подход, использованный при установлении в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 № 17.

На основании вышеизложенного считаем возможным установление нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации максимального уровня доходов гражданина и членов его семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и/или членов его семьи и подлежащего налогообложению в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Гражданин, имеющий право на приобретение жилья экономического класса, не должен иметь ограничений по включению в список и приобретению жилья на территории субъекта РФ, где он проживает. Приобретение жилья на территории другого субъекта РФ регулируется правилами или ограничениями, которые соответствующие субъекты РФ устанавливают в своих нормативных правовых актах.

Согласно Методическим рекомендациям по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи», утвержденным приказом Минстроя России от 10.06.2014 № 286/пр., присваиваемые гражданам порядковые номера в списке граждан должны иметь следующие идентификационные коды: серия и номер паспорта (или СНИЛС, или ИНН гражданина), код наличия или отсутствия у гражданина права на преимущественное приобретение жилья экономического класса, а также код времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов. При этом преимущественное право граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае установления преимущественного права граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса может быть установлен срок, в течение которого гражданами может быть реализовано такое право. Следовательно, гражданин, порядковый номер которого отражает преимущественное право, имеет приоритет в приобретении жилья.

Приказом Минстроя России от 10.06.2014 № 286-пр утверждены Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи». Приложением к данным методическим рекомендациям является рекомендуемый проект нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по субъекту Российской Федерации реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи». Данный документ содержит формы и перечень документов, форму сводного реестра граждан, а также определяет порядок взаимодействия между участниками.

Может, уполномоченное лицо назначается нормативным правовым актом Субъекта РФ.

Оплата работы сотрудников организации, уполномоченной на ведение сводного реестра граждан, осуществляется такой организацией. Вопросы финансирования таких затрат должны решаться на местах при согласовании организации быть уполномоченной на ведение реестра. Для региональных операторов следует учитывать предусмотренную программой «Жилье для российской семьи» возможность выдавать займы на приобретение строящегося или построенного жилья экономического класса.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации — в зависимости от того, является гражданин собственником или нанимателем жилого помещения.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

По первичной подаче. Однако по общему правилу очередность не используется в качестве инструмента по управлению списками граждан. Очередность (приоритетность) может быть установлена субъектом РФ, где данные вопросы и следует решить.

При включении граждан в список не возникает обязательство субъекта обеспечить приобретение квартиры именно каждым гражданином. Возникает предоставление такого права гражданину с одной стороны, а с другой стороны обязательство субъекта обеспечить реализацию программы по вводу жилья в запланированном объеме.

Все верно, связь списка с очередью (очередностью выбора) не предусматривалась. Программа не предполагает механизма бесплатного предоставления (распределения) жилья и гражданин самостоятельно должен принять решение: воспользоваться ли предоставленным ему правом и купить жилье на условиях программы, или нет. Чем раньше гражданин придет заключать договор с застройщиком (договор участия в долевом строительстве), тем больше у него шансов купить жилье на условиях программы. Вместе с тем по своему усмотрению субъект РФ может установить такую очередность, например, для целей обеспечения в первую очередь определенной категории граждан.